Back to contents

Каганов М.И.

Заново знакомлюсь с С.А. Альтшулером

Какое-то время назад дочь Семёна Александровича - Таня обратилась ко мне с просьбой написать воспоминания об отце. Просьба меня тронула. В ней не было настойчивости. Таня хорошо знала, что мы с С.А. мало общались, и не была уверена, что я смогу что-нибудь написать. Начиная писать, не был уверен, что у меня что-то получится. Хотя написать хочется, т.к. С.А. внушал мне искреннее уважение и симпатию.
После того, как я прочитал письмо Тани Альтшулер, непроизвольно в моём сознании начали появляться сначала географические названия: Казань, Звенигород, а потом - физические термины: парамагнитный резонанс, ван-флековский парамагнетизм, адиабатическое размагничивание:

К сожалению, не помню, где и когда мы познакомились. Вспоминаю, что когда один из моих аспирантов закончил свою диссертацию, а я задумался, где, на каком совете ему защищать, то выбрал Казань. В Харькове, где я тогда жил и работал, вполне можно было провести защиту, но :. Надо пояснить, что меня волновало. Работа была вполне приличной, все формальности соблюдены. А я всё же волновался. У меня не было уверенности, что будущий кандидат наук будет вести себя "по всем правилам". Скажем осторожно: я боялся непредсказуемости его поведения :. И выбрал Казань. Потому что знал: вокруг С.А. царит спокойная обстановка.

С.А., по-моему, несколько удивился, почему я попросил принять работу к защите на руководимом им Совете, но тактично не задал вопроса.

С выбором я не ошибся. Защита прошла совершенно спокойно, без каких-либо эксцессов. Для них попросту не было никаких поводов. Обстановка мне показалась умиротворяющей. Мой аспирант и я чувствовали, что мы находимся среди друзей (во избежание недоразумений я приехал вместе со своим аспирантом).

Я не пожалел, что выбрал Казань. У каждого есть в сознании места, которые можно назвать, что ли, центрами дружелюбия. Они воспринимаются, как места, где живут друзья. С помощью С.А., его учеников, учеников его учеников Казань стала для меня центром дружелюбия. С теплотой вспоминаю свои, к сожалению, нечастые приезды в Казань. А то, что одного из "научных внуков" С.А. "заразил" электронной теорией металлов, воспринимаю как своё достижение.

На окраине небольшого провинциального городка Московской области, на берегу Москва-реки стоит красивое здание из красного кирпича, окружённое прекрасным садом. Это - Академический пансионат "Звенигородский", провести в котором несколько недель в отпускной сезон удавалась отнюдь не всем желающим. Конечно, если они не были членами Академии Наук, а, скажем, просто сотрудниками академического института. Правда, делались исключения. Я принадлежал к исключениям, так как участвовал в Великой Отечественной войне. Не думал я, неся вахту на корректировочном посту в горах под Туапсе, что мои дежурства помогут мне через несколько десятков лет получать путёвки в Академический пансионат. Но : помогали.

Один раз в Пансионате мы встретились с С.А. И наши сроки, похоже, совпадали, или почти совпадали. Во всяком случае, помню, что довольно много дней мы провели вместе. Мы много ходили вдвоем по дорожкам пансионатского сада и разговаривали. К сожалению, не помню, о чём. Но осталось приятное впечатление - спокойный, какой-то несуетный разговор. Прошло немного времени, и воспоминания приобрели грустный оттенок. Вскоре С.А. слёг, попал в больницу и умер. Сразу вспомнилось, что С.А кашлял, что ездил на какие-то обследования в Москву. Вспомнилось, что я проявил естественное волнение, и С.А. меня успокоил, сославшись на затянувшуюся простуду. Теперь мне кажется, С.А. вёл себя мужественно, зная, что с ним происходит и что его ждёт.

Электронный парамагнитный резонанс (ЭПР) - не моя область.

К сожалению, даже теоретическая физика не избежала разделения на ряд не слишком тесно связанных между собой областей. Это грустное утверждение относится не только ко всей теоретической физике, но и, например, к теории конденсированного состояния. При переезде в США, конечно, я не смог взять все свои книги. Но кое-что перевёз. И вот я снял с полки два учебника, разные по подробности и по структуре, но оба из тех, что нравились и нравятся. Оба были подспорьем при преподавании: "Принципы теории твёрдого тела" Дж. Займана и "Физика твёрдого тела" Н. Ашкрофта и Н. Мермина. В обоих достаточно подробных учебниках нет упоминаний об ЭПР. Никто не может подумать, что ЭПР - недостаточно интересная и важная область физики. Просто ЭПР - отдельная область физики, "расположенная" ближе к радиофизике, чем к физике твёрдого тела.

Я всегда знал, что Казань - столица ЭПР. Что Е.К. Завойский и С.А. создали активную Школу, воспитали много учеников - прекрасных специалистов в области ЭПР, а по сути в значительно более широкой области радиофизических методов исследования конденсированных сред. С возрастом, с расширением интересов, когда тебя, как физика-теоретика, интересует не только та задача, которую в данный момент решаешь, очень важно ясно представлять себе не только основные результаты в близких тебе областях науки, их структуру, но и персоналию. Знать, к кому, по какому вопросу можно обратиться, чьим работам и утверждениям можно доверять. ЭПР и близкие вопросы прекрасно персонифицированы С.А. и его Школой. Вполне закономерно, что С.А. был председателем Научного совета АН СССР по проблеме <Радиоспектроскопия конденсированных сред>. К сожалению, председателем он был недолго: с 1979 по 1983-й год - по год своей смерти.

Сразу после получения письма от Тани Альтшулер я вспомнил, что совсем недавно встречал имя С.А. Пытаюсь вспомнить, где. И понимаю, что в книге Г.Е. Горелика "Наука и свобода", посвящённой А.Д. Сахарову. В книге воспроизводится происхождение ФИАНовской теоретической физики, много внимания и места уделено Игорю Евгеньевичу Тамму. Среди учеников Игоря Евгеньевича упомянут и С.А. Альтшулер. "А я не вспомнил, что С.А. - ученик Тамма", - с грустью подумал я. И решил посмотреть, могу ли я, используя то небольшое число книг, которое у меня есть, восполнить свои пробелы в знании научной биографии своего будущего героя. Признаюсь, мне, несмотря на малое число встреч, сразу захотелось написать о С.А. Чуть другими словами я уже в этом признавался.

До всякого просмотра книг я вспомнил свой разговор с А.С. Боровиком-Романовым. Он, по его словам, очень высоко ценил роль С.А., предложившего использовать ван-флековские парамагнетики в адиабатическом размагничивании.

Вот с таким набором сведений я приступил к ликвидации своей:ну, пусть не неграмотности, а малограмотности.

Прежде всего я взял знаменитый биографический справочник Ю.А. Храмова "Физики" издания 1983-го года. Знаменит он более всего тем, что в нём нет статьи об А.Д. Сахарове. Надеюсь, понятно, что обвиняю я не автора справочника. Принцип подбора физиков довольно строг. Члены Академии Наук СССР и союзно-республиканских академий внесены в сборник. С.А. был член-корреспондентом АН СССР. Статья о нем, правда, небольшая, в Справочнике есть. Сразу бросилось в глаза то, чего я не знал (цитирую): "В 1934 совместно с И.Е. Таммом предположил, что нейтрон имеет магнитный момент и правильно оценил знак и величину этого момента". Открыт был нейтрон в 1932-м году. Это я помню.

Сказанное об ЭПР и об акустическом парамагнитном резонансе я знал.

Фраза "Предложил метод получения сверхнизких температур, основанный на адиабатическом размагничивании ядерных спинов в ван-флековских парамагнетиках", - меня обрадовала. Оценка Боровика-Романова, похоже, была справедливой, а я ничего не перепутал, вспоминая разговор.

Этим мои изыскания не кончились.

У меня есть книга "Воспоминания о И.Е. Тамме". Она, к счастью, содержит Указатель имён. С.А. Альтшулер упоминается в книге 8 раз. Тех, кто упоминается большее число раз, немного. Внимательно просмотрел все ссылки. Прежде всего, конечно, статью самого С.А. "Учитель" (стр.21 - 26), памятуя, что, вспоминая о ком-то, любой человек по необходимости говорит и о себе. Надо сказать, хотя это не относится к воспоминаниям С.А. об И.Е., часто союз "и" оказывается лишним, и говорит о себе автор воспоминаний отнюдь не по необходимости.

Заинтересованный историей предположения о существовании магнитного момента у нейтрона, я сразу обратил внимание на следующий абзац:

"Во время посещения в 1934 г. Москвы Н. Бор решительно возражал против предположения о существовании у нейтрона не равного нулю магнитного момента. Игорь Евгеньевич долго спорил с ним, но убедить его не смог. Будущее показало:" Мы знаем, что будущее показало правоту Игоря Евгеньевича и его аспиранта. А я привел эту выдержку, потому что сейчас трудно себе представить нетривиальность предположения о существовании магнитного момента у нейтрона.

И ещё две цитаты, относящиеся к нейтронам.

"Наша статья о магнитном моменте нейтрона была представлена в <Доклады Академии Наук СССР> Л.И. Мандельштамом. Несомненно, С.А. доставляло удовольствие это воспоминание.

"Ныне широкое применение нашёл метод исследования твёрдых тел, основанный на существовании магнитного момента у нейтрона." С.А. интересует спектроскопия конденсированных сред, которой он посвятил большую часть своей жизни.

В статье "Учитель" меня заинтересовало своеобразное соревнование между научной щедростью И.Е. и безукоризненной честностью С.А. С.А. приводит отрывок из письма И.Е., в котором И.Е. пишет: "Ваш вывод о том, что ядерные (немагнитные) силы взаимодействия должны зависеть от спина (последний параграф диссертации) совпадает с результатами Ферми:учёт зависимости ядерных сил от спина, по-моему, сыграет важную роль для всей ядерной физики:" А ниже С.А. цитирует другое письмо, из которого, как подчёркивает автор, ясно, что не он, а "Игорь Евгеньевич обратил моё (С.А.) внимание на необходимость введения нецентральных сил и их важную роль".

Формально мы (С.А. и я) не принадлежим одному поколению: я родился на 10 лет позднее. Но в нашей судьбе есть общее - участие в Великой Отечественной Войне. Правда, в отличие от С.А., я был мобилизован ещё в 1939-м году с первого курса Физико-математического факультета, а С.А. ушёл добровольцем на фронт "взрослым" физиком, после окончания аспирантуры. Легко всё же представить, с каким острым чувством я читал следующие строки: "После возвращения из армии я настолько изголодался по физике, что немедленно засел за давно начатые мною расчёты:" Дальше следует рассказ на первый взгляд о довольно грустной истории. С.А. привёз Игорю Евгеньевичу рукопись статьи. "Он прочёл её при мне без всякого видимого интереса, затем достал журнал за 1949г. и быстро нашёл статью Бете, в которой содержались все мои результаты." И.Е. вместо утешений посоветовал С.А. "начать работу вместе с казанскими экспериментаторами." Заключает этот сюжет С.А. так: "Сделать это было нетрудно, ибо ещё до войны, благодаря моему интересу к моментам ядер, у меня установился научный контакт с Е.К. Завойским." Но следует продолжить. В книге воспоминаний о Тамме, которую я цитирую, есть и статья Е.К. Завойского "О человеке, чуждом равнодушию" (стр.184-186). Именно из неё я узнал, что С.А. добровольцем ушёл на фронт. Вообще, хотя статья Е.К., конечно, посвящена Тамму, в ней много о С.А. Не могу не привести длинную цитату: "Первый раз я был у него (у И.Е.) во второй половине 30-х годов, чтобы обсудить вопрос об организации кафедры теоретической физики в Казанском университете. Игорь Евгеньевич рекомендовал на место её руководителя своего аспиранта Семёна Александровича Альтшулера, который тогда подготовил кандидатскую диссертацию о магнитном моменте нейтрона.

Теперь мы знаем, какое важное значение для университета имела эта рекомендация: Семён Александрович быстро достиг выдающихся научных результатов. Уйдя добровольцем на фронт в 1941 г., провоевав всю войну, с 1945 г. он возглавляет (к сожалению, возглавлял, М.К.) одну из крупнейших в нашей стране и за рубежом научных школ по радиоспектроскопии. С.А. Альтшулер перенял многие черты Игоря Евгеньевича: у него большая группа учеников, он постоянно окружён теоретиками, но в отличие от своего учителя в силу каких-то уже новых законов физики любит и сам экспериментировать" (стр.184).

Несколько лет назад завершилось издание Физической энциклопедии (ФЭ). В каком-то смысле статьи ФЭ фиксируют современный уровень развития физики. Я "откликнулся" на окончание издания ФЭ статьёй в журнале "Успехи физических наук". В ней, в частности, сетовал, что не только мало место уделено персоналии (нет даже кратких очерков, посвящённых крупнейшим физикам), но и не проявлено внимание к собственному авторскому коллективу. Нет перечня авторов. И если интересующий тебя учёный не входил в Редакционную коллегию, или не был консультантом, то очень трудно установить, принимал ли он участие в работе над Энциклопедией или нет.

Заново "знакомясь" с С.А., я, естественно, не обошёл вниманием Физическую энциклопедию. Нечего было думать искать фамилию Альтшулер в составе Редакционной коллегии или в списке консультантов: первый том ФЭ вышел в 1988 году - через 5 лет после смерти С.А. Может быть, есть написанные С.А. статьи? Некоторые брались из предыдущих энциклопедических изданий. Но и статей я не обнаружил. Тогда я задумался: есть ли вообще упоминание С.А. в ФЭ? У меня не было сомнений, что упоминание должно быть, но есть ли? Поделюсь своими находками. Думаю, они не исчерпывают всех упоминаний. Перечисляю, то, что нашёл. Библиографии к статьям "Электронный парамагнитный резонанс" и "Акустический парамагнитный резонанс" открываются ссылкой на книгу С.А. Альтшулера и Б.М. Козырева "Электронный парамагнитный резонанс:". Обе статьи написаны В.А. Голенищевым-Кутузовым. Кроме того, и это важно, в статье, посвящённой акустическому парамагнитному резонансу, сказано, что он предсказан С.А. в 1952-м году.

Статью "Ван-флековский парамагнетизм" написал А.С. Боровик-Романов. В ней - специальный абзац: "Ван-флековские парамагнетики могут быть использованы для получения сверхнизких температур методом адиабатического размагничивания ядерной спиновой системы (С.А. Альтшулер, 1966)" Дальше А.С. излагает физику метода.

Ничто не может заменить непосредственного общения. Но, признаюсь, несколько дней, занимаясь этими заметками, восстанавливая свои воспоминания о С.А. и в каком-то смысле знакомясь с ним заново, я возвращался в прошлое и радовался, что судьба подарила мне знакомство с очень хорошим физиком и очень хорошим человеком.


Back to contents